Начало:
1. Франциск Ксавье обнаруживает повсеместное распространение «содомского греха» в Японии.2. Христианство и гомосексуальность. Нобунага - великий правитель, гомосексуалист, защитник миссионеров.Перед тем, как перебраться в Киото, отец Вилела с двумя обращенными намеревался посетить монастырь на горе Хиэй, буддийскую обитель неподалёку от столиц. Там должна была состояться дискуссия между христианскими и буддийскими монахами. Встреча, однако, не состоялась, поскольку пригласивший иезуита настоятель внезапно скончался. Следующие 6 лет отец Вилела провёл в столице практически один, постоянно вынужденный менять места проживания из-за неприязни со стороны властей. Несмотря на отсутствие каких бы то ни было положительных результатов, он упорно пытался продолжать свою миссию. Буддийские монахи были среди тех, кто добавлял ему проблем. В частности, они распространяли слухи о том, что
кириситан бонзэ – демон и питается человеческим мясом и тому подобные байки. К счастью, личная безопасность отца Вилелы охранялась распоряжением сёгуна Ёситеру, но в 1565 году сёгуна убил один из его приближённых. Вилелу вместе с другими двумя миссионерами (одним из которых был Луис Фроис) немедленно выдворили из столицы, и они вынуждены были искать убежища в Сакаи «торговом городе наподобие Венеции».
Иезуиты оказались в непростой ситуации, но она внезапно разрешилась, когда Ода Нобунага (1534-82), правитель провинции Овари (местность возле Нагойи), захватил власть в столице.
читать дальшеЭтот военачальник придерживался необычных для Японии того времени взглядов, он «пренебрегал любыми вероисповеданиями, не почитая ни Будд, ни старых богов, и презирал суеверные обычаи язычников».
Многие крупные монастыри столетиями содержали тысячи монахов-солдат (со-хэй) и нередко ввязывались в политику. Широко распространённая секта Икко включала в себя целые крестьянские армии, которые во многих провинциях открыто противостояли силам правителей. Военное могущество монахов Нобунагу* сильно раздражало. По его приказу войска напали на гору Хиэй и практически полностью уничтожили весь храмовый комплекс; изысканные строения монастырей были сожжены, 1200 монахов – убиты. Событие ужаснуло всю Японию, ведь святыни горы Хиэй были повсюду глубокопочитаемы. К европейским миссионерам Ода, напротив, отнёсся благосклонно. Им были выделны земли под церковь и общину неподалёку от его замка. И вот на четвёртом десятилетии существования учение кириситан сделало поразительный рывок. В 1579 году Орден Иезуитов отравил в Японию магистра Алессандро Валиньяно (1537** -1606). В качестве инспектора он совершил поездку по Японии и был тепло принят у Ода. Закончив инспекцию, Валиньяно отправил в Рим, в четырёх юношей. Они должны были представлять в Европе трёх кириситан даймё, одним из которых был Отомо Сорин. Четверо молодых самураев (на момент отправления из Японии им было от 13 до 16 лет) удостоились аудиенции Папы Георга XIII и проделали путешествие по Италии, Испании и Португалии (1582-1590 ггг.)
Вальиньяно и четыре юных посланника.Оттиск, выпущенный в 1586 году в Аугсбурге.
Головы молодых людей обриты в соответствии с японской церковной традицией.
Когда в 1582 году Валиньяно возвращался домой, в Японии насчитывалось около 150 000 обращённых, среди которых было немало знатных и высокопоставленных лиц, и 75 миссионеров; количество очень впечатляющее по меркам того времени.
Ода, однако, оказывал покровительство христианам исключительно по политическим причинам. Сам он к христианской вере не склонялся. Он был хорошо знаком с удовольствиям, вызывавшими отвращение отцов иезуитов. Примечательная фигура в окружении Ода - Мори Ранмару, один из пажей и самый известный из его фаворитов. Миловидные о-косю не только ублажали господина; служить ему мечом и отвагой тоже входило в их обязанности. Высочайшей честью было бы для этих фаворитов пасть в битве защищая господина от опасностей. Когда Ода был предан одним из своих вассалов и атакован его войсками, и Ранмару погиб, защищая своего повелителя, его доблесть и преданность восхвалялсь и ставились в пример. Эта связь, основанная не только на типичной для феодального периода вассальной верности, но и на эросе, заставляет вспомнить знаменитый Фиванский батальон любовников.
Смерть Мори Ранмару - графика современного художника Мицухиро Ёшида (из Shosetsu June , № 1, 1982)
Такой стиль причёски с длинными прядями надо лбом носил название маэ-гами (от слов "волосы" и "спереди"),
и соответствовал подростковому возрасту. Когда юноша достигал 18-20 лет, волосы сбривались, как знак взросления.
** Японские имена и фамилии, конечно, по правилам неизменяемы. Но так уж исторически сложилось, что Оду и некоторых других, которым не повезло, нередко склоняют даже в серьёзных академических изданиях. Случай когда правила противоречат удобству.
**** В тексте годом рождения Валиньяно указан 1537 год, однако, википедия и другие источники говорят о феврале 1539.
Нечестивый буддийский монах, отец противоестественного грехаКакой японская гомосексуальность представала перед миссионерами после отца Ксавье?
Мы находим некоторые свидетельства в отчётах Валиньяно, адресованных главе Ордена.
читать дальше
Первейшее из зол, которые мы видим среди них, есть потворство плотским грехам; это мы всегда встречаем у язычников. Среди тягчайших из их грехов - самые развратные из плотских желаний, которые мы не смеем называть. Молодые люди и их сожители не принимают этого всерьёз и не скрывают. Они даже уважают за это друг друга, и говорят об этом открыто. В ученье бонз это не только не считается нечестивым, среди них этот обычай считается нормальным и даже добродетельным, и многие из них его практикуют… В древней Японии, мне говорили, подобного греха не существовало, и все жили в мире под властью единого короля. Но пять или шесть столетий назад порочный монах ввёл здесь этот пагубный обычай, так распространённый ныне.
Порочным монахом, о котором говорит Валиньяно, был Кобо Дайси «великий мастер Кобо» (774 – 853), которого миссионеры причисляли к тём великим демонам. Три демона – «Шака, Амида и Кобо». Шака, (на санскрите Шакьямуни) – японское именование Гаутамы Будды; Амитабха – один из «гядущх будд», будд будущего, почитался сектой Икко; Кобо, основатель японской ветви эзотерического буддизма, в те времена считался изобретателем гомосексуальности. Во второй главе мы ещё вернёмся к этому историческому персонажу.
Валеньяно продолжает:
Теперь, когда Японию озарил свет Евангелия, многие японцы начинают понимать, как черна была их тьма; и христиане, прислуживаясь к доводам, избегают этого обычая и отвращаются от него.
Спустя несколько лет после внезапной гибели Нобунаги дела христиан обернулись к худшему. Когда Валиньяно в сопровождении четырёх посланников вновь прибыл в Японию в 1590 году, он отметил, что церковь начали ущемлять. Тоётоми Хидэёси (1536-98), последователь Нобунаги, объединив провинции, приказал европейским миссионерам отправляться в порт Хирадо: всем им предписывалось в шестимесячный срок покинуть Японию. Будучи буддистом, Хидэёси не мог игнорировать разрушение храмов во владениях правителей, перешедших в христианство. Все старания Валиньяно пошли прахом. За 40 лет прозелитской деятельности иезуитов около трёх процентов населения перешло в новую веру, однако, после прихода к власти Хидэёси золотой век христианства в Японии закончился. Преследования кириситан продолжались и при Токугаве Иэясу (1542-1614), следующем правителе. Токугава Иэясу тоже был буддистом и прислушивался к мнению монахов. Гонения на христиан стали неожиданностью для Европы. Миссионеров, которых к тому моменту в Японии было уже около 150ти, одного за другим хватали и предавали смерти. Окончательным поражением кириситан стало подавление крестьянского восстания в Симабаре, на полуострове в западной части Кюсю в 1637. Победа в конце-концов осталась за бонзами.
Основанный Иэясу сёгуната Токугава оказался очень стабильным, мир и покой в стране сохранялись в течение 260-ти лет. Именно тогда, после стабилизации политической обстановки и прекращения войн, с началом роста новых городов, гомосексуальные отношения, называемые сюдо, приобрели популярность не только среди монахов и самураев, но и среди горожан в целом. Наступил период расцвета культурной традиции гомосексуализма, подобный древнегреческому золотому веку однополых отношений. Могла ли «христианизация Японии» уничтожить гомосексуализм?Мы можем попытаться представить, как развивались бы события, если бы Ода Нобунага выжил и Иезуиты получили возможность и дальше беспрепятственно выполнять свою миссию под покровительством семьи Ода. Смог бы орден искоренить в Японии «противоестественный грех»?
читать дальшеПолагаю, нет, поскольку христианизация не могла ни социальную структуру Японии, ни менталитет Японцев, тем более – самураев. Идеология отцов иезуитов и дух японского феодализма не были абсолютно несовместимыми. К. Сторри и У. Форман в своей работе «Самураи» пишут:
Изучая психологию и социальную структуру самураев, естественно искать исторические параллели в других обществах. Первое, что приходит на ум – европейское рыцарство времён расцвета феодализма… Насколько нам известно, самураи и рыцари никогда не сталкивались и вряд ли даже подозревали о существовании друг друга. Но четыреста лет назад неожиданно пересеклись пути самураев и членов элитной организации действующей по образу воинской касты. Общество Христа с большим успехом несколько десятилетий вело свою деятельность в юго-западных провинциях Японии. Многие источники говорят нам, что самураи и отца иезуиты относились друг к другу с молчаливым уважением и питали взаимный интерес.
Упоминается, что новообращённая знать завела привычку молиться Господу о помощи в сражении и о победе, так же, как прежде молилась Хатиману Дайбосацу, Японскому богу войны. Обращение в новую веру не изменило психологию японских воинов. И бусидо, дух самурайской традиции, несомненно, сохранился бы и в католической Японии. Cюдо, тесно с ним связанное, так же могло бы уцелеть, хотя, безусловно, и в менее откровенных формах. Причина быстрого исчезновения сюдо в начале 20го столетия кроется, как мы в дальнейшем увидим, не ре-импорте христианства, а в радикальном обновлении всего японского общества. По-настоящему фатальной для традиционного гомосексуализма оказалась не борьба отцов-иезуитов с Содомским грехом, а Японская индустриальная революция, случившаяся тремя веками позже.
Прекрасный Широ, последний символ христианского движения в Японии.Этот интересный эпизод относится к периоду Симабарского восстания (1637 – 38), последнего организованного сопротивления
кириситан.
читать дальшеНа территориях Симабары и острова Амакуса прежде находились центры миссионерской деятельности иезуитов, но потом здешние, настроенные против христианства правители, начали жестоко притеснять верующих. Незадолго до подавления восстания среди крестьян Симабары и Амакусы распространился необычный слух:
«Отец Маркус*, покидая Японию, предсказал, что пройдёт 25 лет и появится дивное дитя, и явлены будут многие чудеса. Ныне исполнилось пророчество! Ангельского обличья мальчик, проходя от селенья к селенью, тайно проповедует и совершает чудеса. Это шестнадцатилетний Сиро из Амакуса.»
Вскоре это таинственное дитя стало лидером повстанцев. Он говорил, что кара настигнет неверующих и ежедневно проповедовал в крепости, где собралось около 40 000 человек (в-основном это были крестьяне, но среди восставших было и 40 ронинов; около 14 000 составляли дети, женщины и старики). После трёх месяцев упорного сопротивления превосходящим силам бакуфу, цитадель пала а все мятежники были уничтожены. О Сиро нет никаких достоверных сведений, известно лишь, что он был сыном ронина и отличался красотой и грацией. Некоторые из современных историков, полагают, что Сиро был марионеткой, которую одна из групп ронинов использовала в своей борьбе с Токугавой. Тем не менее, имя Сиро в памяти людей до сих пор тесно связано с учением кириситан.
Для нас интересно то, что Сиро предстаёт перед нами в образе вакасю: шестнадцатилетний юноша, очень красивый, изящный, в кимоно с длинными рукавами, с волосами, уложенными в маэ-гами. Однако, прекрасные вакасю с 16го века являются символом сюдо. Кое-какие современные романы представляют Сиро в виде любовника другого мужчины или жертвы гомосексуального насилия. Христиане боролись с гомосексуализмом, однако один из почитаемых среди кириситан образов, был со временем поглощён японской гомосексуальной традицией. Отличная шутка истории… Однако , причиной появления Сиро на исторической сцене стала традиция куда более фундаментальная, чем сюдо, - культ почитания мальчиков, как воплощений божества. Этот культ, по моему мнению, лежит в основе традиционного гомосексуализма , и он же является одной из основных причин появления Амакуса Сиро именно в виде прекрасного юноши вакасю. Об этом обычае мы поговорим в следующей главе.

Костюм
вакасю в XVIIвеке. На иллюстрации вакасю в центре, справа от него - его слуга, слева - самурай.
Кроме различий в причёсках, мы видим, что на юноше кимоно с более длинными рукавами.
Длинные рукава -
фурисодэ были характерным отличием одежды детей, подростков и молодёжи, как юношей, так и девушек.
(Иллюстрация к сборнику историй Ихара Сайкаку "Зеркало мужской любви", 1689;
репринт Nihon koten bungaku zenshu, vol. 39, Shogaku-kan, Tokyo, 1973)
** В тексте упоминается именно отец Маркус, хотя в большинстве доступных мне сетевых источников предсказание приписывается отцу Ксавье.